I am ready for a long road flight for work with a week- or months-long projects.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Самусьский судостроительно-судоремонтный завод расположен в поселке Самусь, что в 38 км к северу от Томска, в месте впадения речки Самуськи в Томь. До середины 90-х годов завод был градообразующим предприятием для поселка. На нем трудилось более 1400 человек.
327лет назад, 30 октября 1696 года, по представлению царя Петра I Боярская Дума приняла постановление о начале строительства Российского флота. Это стало первым законом о флоте и официальной датой его основания.
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
История СССРЗ началась с вынужденной стоянки в устье реки грузопассажирского парохода «Гагара» в 1879 году. Он двигался в Бийск с купеческим грузом, но был застигнут внезапным похолоданием. По Томи пошел лед-шуга. Команда выбрала место для остановки и зазимовала. Дело в том, что безопасный зимний отстой для речного флота – большая проблема. Весенний ледоход – явление грандиозное, но сокрушительное, а в этом месте впадающая речка образовала удобный глубокий затон. Команда парохода вырыла две землянки — под жильё и мастерскую. Во время зимовки был произведён ремонт парохода. Благополучно проведя зимовку, и, переждав весенний ледоход, судно продолжило дальнейший путь мимо Томска в Бийск.
Такие укромные места на реках встречаются редко, а знания о них передаются по всему бассейну. Весть об удобном месте для зимовки в устье таёжной речки Самусь быстро распространилась среди судовладельцев. Осенью следующего 1880 года, спасаясь от возможности быть затёртым льдом, в устье той же реки Самусь остановился на зимовку пароход «Арсений». Воспользовавшись примитивной базой, экипаж произвёл ремонт парохода и благополучно начал новую навигацию. В 1881 году томский купец И. Некрасов уже специально располагает здесь на зимнюю стоянку и ремонт пароход «Благославенный». В 1890 году по распоряжению Министерства путей сообщения в Томск направляется инженер, статский советник, барон Аминов Бьорк Александрович. Главной его заботой была достройка Обь-Енисейского канала, начатого ещё в 1883 году.
В штате Томского округа водных путей сообщения служили инженеры и техники с отличным столичным образованием. Они заинтересовались Самусьским отстойным пунктом. В Самуськах побывал барон Аминов. Обследовав место зимовки пароходов, он представил правительству предложение о целесообразности создания крупного затона для отстоя и ремонта судов. В архивных документах говорится «для зимовки казенных судов и снарядов Томского водного округа на реке Томи вблизи города Томска служит Кижировская протока, правый рукав реки Томи у устья реки Самусь. Это место находится в 35 верстах от города Томска и является единственным удобным для постановки на зимовку судов». Весной 1891 года в это место прибыла бригада специально присланных рабочих, которые построили несколько жилых и производственных помещений.
С Обь-Енисейского канала были привезены казённые жилые дома и оборудование кузнечного, механического и столярного цехов. Сформировалось машинное заведение, то есть «устройство для выделки чего-либо». Так определяли завод словари того времени. Вновь образовавшийся завод стал использоваться для ремонта речных судов. Начиная с 1897 года происходит заселение будущего посёлка постоянными жителями. Первым, кто остался на постоянное место жительства, был столяр парохода «Благославенный» Иван Степанович Попов 1855 года рождения и его жена Анна Андреевна 1861 года рождения. За время совместной жизни у них родилось 22 ребёнка. Иван Степанович всю жизнь проработал на нарождающемся судоремонтном предприятии. Бывшее случайное зимовье, терпящих бедствие судов, стало разрастаться за счёт вновь прибывавших постоянных рабочих.
В 1907 году завод получил официальный статус «Самусьский судоремонтный затон». Это предприятие долгое время являлось единственным и самым значительным для всего Томского округа водных путей сообщения. В Самусьском затоне имелось: механическая мастерская с кузницей, столярная мастерская, склады имущества и материалов, 13 жилых зданий, казармы для рабочих, баня, больница. Происходило обучение рабочих сложному делу — ремонту речных судов. Открытое акционерное общество «Самусьский ордена «Знак Почета» судостроительно-судоремонтный завод» Министерства транспорта Российской Федерации. Так гласит на сегодняшний день вывеска на воротах завода, а в паспорте предприятия стоит дата его рождения - 1879 год.
За более чем вековой период много утекло воды. Менялись времена, экономические и политические условия, сменились целые поколения людей. Изменился и облик завода. От захудалых судоремонтных мастерских 20-х годов до современного, технологически оснащенного судостроительно-судоремонтного предприятия сегодня. Продукция крупнейшего за Уралом предприятия гражданского судостроения известна не только в России, но и далеко за ее пределами. В 2018 году свет увидела книга «ВРЕМЯ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ ЗАВОДА» (дневник становления завода и посёлка Самусь). Инициатором, идейным вдохновителем создания печатного памятника завода является — Евгений Алексеевич Верзаков. Потомственный речник, сын известного на Оби капитана– Верзакова Алексея Савватеевича. Пройдут годы, десятилетия. И тем ценнее для потомков будет этот его печатный памятник истории завода, посёлка, страны...
Освоив технологию судоремонта, предприятие «Самусьский судоремонтный затон» приступило к новом для себя делу — судостроению. По заказу Министерства путей сообщения в 1912 году из Англии были привезены в разобранном виде два судна: «Тура» и «Конда» мощностью по 100 л. с. В течение года эти два судна были собраны, опробованы и отправлены в плавание по рекам Томь и Обь. Так было положено начало судостроения в Самусьском судоремонтном затоне. Дальнейшее развитие судостроения приходится на 1935-36г.г., когда были построены с нуля первые колесные газоходы мощностью 80 лошадиных сил № 201, 202, 203, 204, буксирные пароходы «Чая», «Васюган» по 60 лошадиных сил.
Наряду с большими объемами судоремонтных работ приписного флота завод все чаще занимается судостроением, как говорится , «с нуля», а также сборкой металлических корпусов судов, построенных на заводах «Ленинская кузница» г.Киев, Зеленодольск и полной их достройкой на Самусьском заводе. Это серия буксирных судов мощностью 450 лошадиных сил: 1939 год – пароход «Чапаев»; 1940 год – пароход «Латвия»; 1942 год – пароход «Анатолий Серов»; 1943 год – пароход «Полина Осипенко»; 1944 год – пароход «Эстония»; 1945 год – пароход «Литва». В годы Великой Отечественной войны, наряду с ремонтом и строительством, флота коллектив завода выпускал оборонную продукцию. В специально оборудованном цехе, круглосуточно изготовлялись мины.
Особенно активно судостроением завод начинает заниматься в послевоенный период. С 1950 года начинается строительство крупной серии пассажирских теплоходов проекта № 544 пассажировместимостью 144 человека. В 1955 году завод строил один проект – пассажирский теплоход проекта 544, то через четыре года, в 1959 году – три проекта. Это – проект 544 (пассажирский теплоход), проект 792 (пассажирский теплоход, для речной переправы) и проект ПЭС–200 (плавэлектростанции мощностью 200 кВа). А еще через 10 лет, в 1969 году, номенклатура судостроения состояла из четырех проектов одновременно строящихся судов. Следует отметить, что производственная мощность завода прирастала медленно. По-прежнему отсутствовало здание корпусного цеха, краны грузоподъемностью более трех тонн, металлорежущее оборудование для резки листовой стали толщиной более 5мм, отсутствовали стапельные места. Все это снижало возможности предприятия в увеличении объемов судостроения.
Совет Министров СССР принял решение через «Автопромимпорт» заключить контракт на покупку в Финляндии и строительство цеха комплектной поставки по производству барж грузоподъемностью 1100 тонн. Производительность цеха 40 штук барж/год или переработки 16 000 тонн стали/год. С учетом использования территории, инженерного обеспечения, наличия трудовых ресурсов и жилья, было признано целесообразным разместить судостроительный цех в поселке Самусь Томской области. В декабре 1987 года комплекс из судостроительного и механического цехов был принят в эксплуатацию. Началось строительство барж в новом судостроительном цехе. Всего до 2013 года на заводе было построено более трёхсот судов. Указом Президиума Верховного Совета СССР к столетию завода «За достигнутые успехи в развитии речного транспорта и строительство судов для освоения нефтедобывающих районов Западной Сибири» Самусьский судостроительно-судоремонтный завод был награждён орденом «Знак Почета».